Вторник, 07.05.2024, 03:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Православие. Типология Нового Завета

Исполнитель Чибисова А.Д. Москва 2014г.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ БЫТИЕ ГЛ. 22,

ПОЧЕМУ АВРААМ НЕ КОЛЕБАЯСЬ НАМЕРЕВАЕТСЯ

ПРИНЕСТИ В ЖЕРТВУ ИСААКА?

ТИПОЛОГИЯ НОВОГО ЗАВЕТА.

       Много полезного для нас заключается в сегодняшнем чтении из Писания и неизреченное сокровище сокрыто в этих кратких словах. Таковы божественные изречения: не во множестве слов, но в кратких выражениях содержат великое богатство. Здесь мы увидим новые примеры и великой добродетели праотца и дивного человеколюбия Божия. Что означают эти слова: и было, после сих происшествий Бог искушал Авраама? Посмотрите, как божественное Писание уже в этих самых словах хочет открыть нам добродетель праведника. Намереваясь поведать нам самое время, в которое праотцу дано было повеление принести (в жертву) Исаака, чтобы мы (полнее) знали великое послушание праотца, и то, как он ничего не позволял себе почитать выше угождения Богу.

           «И подрос Исаак, и стал отроком. И Бог сказал: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе»(Быт.22, 1-2).

          Представьте себе состояние отца, который всю жизнь молился о сыне, терпел поношения бесчадства, много лет ждал исполнения Богом Его обещания размножить род его и получившего, наконец, в старости утешение. И вдруг такое: взять своего любимого, единственного сына и своими руками убить его и сжечь! Немыслимо для любого из нас. Но как поступает Авраам? И что это значит - ходить путями Божиими? Что же праведник? Он не смутился духом, не поколебался в мыслях, не пришел в недоумение при столь странном повелении, не стал размышлять и рассуждать сам с собой, он оставил всякое человеческое рассуждение и только об одном заботился, чтобы исполнить повеление:

              «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издали. Заметим, как человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает добродетель праведника. Представьте себе, что должен был вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с собою о данном ему повелении, о том, как он должен собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а между тем никому не мог сообщить об этом деле, - и подивитесь боголюбивой и мудрой душе его. Понимая всю важность этого повеления Божия, он решительно никому не открывает его, ни рабам, ни самому Исааку, он один сам с собой совершает этот подвиг, и остается, несокрушим, показав все мужество своего духа, с полной готовностью повинуясь мановению Божию. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт.22,3-5). Заметим и здесь великое благоразумие праведника: он хотел скрыть (свое намерение) даже от слуг своих, во всем показывая пламенное усердие и решительную готовность исполнить волю Божию. Он знал, что это дело новое и необычное и что прежде его никто другой не делал ничего подобного. Обратите внимание, он не говорит «возвращусь к вам», но «возвратимся к вам». Он говорил это, не зная, что будет так; но пророчествовал, вероятно, сам того не зная, и пророческий дух подсказал ему, что вернется назад с сыном, хотя и не понимал еще, как это может произойти - ведь он должен до конца исполнить волю Божию.

          «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Быт.22.6). Какое мужество духа! Какая твердость воли! Несомненно, в это момент Исаак, несший на своих плечах дрова, символизировал Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, несшего на Голгофу Свой Крест. «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Отец, одного этого слова достаточно было для того, чтобы потрясти всю внутренность праведника. Он отвечал вот я сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Представьте себе здесь всю муку праведника, - как он мог переносить, что слышал, как мог отвечать сыну, как не поколебаться духом, как мог скрыть от сына и не обнаружить предстоящего дела? Но с твердою мыслию и мужеством духа он отвечает сыну: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт.22,7-8). Видим и здесь, как он опять предвещает будущее, сам того не зная. Это пророчество об Иисусе Христе. Мы, христиане, знаем, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного за него» (Ин.3,16).

    Отдал сына за грехи мира. Вся история о жертвоприношении Авраамом Исаака глубоко символична. «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложив дрова и связав сына своего, Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Опять изумляемся мужеству праведника, как мог он создать жертвенник, как достало у него для этого сил, как не сокрушился духом от внутренних страданий? Как не покинула тела душа праотца, как достало у него сил собственными руками связать и возложить на дрова возлюбленного, дорогого его сердцу, единородного сына. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт.22,9-10). О, душа боголюбивая! О, дух мужественный! О, любовь крепкая! О, разум, побеждающий человеческую природу! Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужеству ли духу праотца, или покорности сына? Ветхозаветные отцы учат, что Исаак в этот момент боялся не смерти, не ножа, не огня. Исаак боялся нарушить волю отца своего! Авраам же боялся Бога, но его страх – это не столько боязнь, сколько безграничная вера в милость Божию. Бог дал Аврааму такое повеление не для действительного заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, является, наконец и собственное человеколюбие. И как скоро Бог увидел, что праведник готов исполнить Его волю и уже приступает к закланию сына, то и взывает к нему с неба: Аврааме, Аврааме! И Ангел Господень остановил руку его «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт.22,12). Я дал Свое повеление не для того, чтобы на самом деле оно было исполнено, и Я желаю не того, чтобы ты заклал своего сына, но чтобы для всех сделалось очевидным твое послушание. Ныне ты всем показал, как ты боишься Бога и усердно исполняешь Его повеления. Авраам исполнил волю Божию, и в то же время его любимый сын Исаак остался живым. Богу не нужны человеческие жертвы. Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака. Видите ли, человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое доброе намерение и, взяв обратно сына, возвратился с бесчисленными венцами. А все это было прообразованием креста Христова. Потому и Христос говорил иудеям: «Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Иоанн.8,56). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени. Как здесь овен принесен вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир. Его тридневное воскресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день. Там сын единородный, здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный сын, и здесь возлюбленный, и единосущный Сын, как говорит Бог Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Матф.3,17). Как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8,32)? По святому апостолу Павлу Авраам при жертвоприношении Исаака думал «что Бог силен, и из мертвых воскресит, почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11,19), то есть получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. При таком общем прообразовательном значении жертвоприношения Исаака, по толкованию святых отцов и учителей церкви, и частные обстоятельства, сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению к Христу Спасителю. Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр.13,12). Типология о древе прослеживается от Адама до Христа. Грехопадение Адама произошло от древа, Исаак нес на себе древо для жертвы, Иисус Христос нес орудие своей смерти – крест (деревянный). В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен, был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воскресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день.

          И в этот кульминационный момент Бог клянется Своим собственным Именем, что не оставит милостью Своею дом праведника, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благославляя благославлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт.22,16-17). И Господь действительно исполнил эту клятву. Свидетельством этого является тот факт, что до сих пор верующие называют себя детьми Авраама.

Используемая литература:

1.БИБЛИЯ: книги священного писания ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА, Российское библейское общество, Москва 1993 год.

2. Святой Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский, Избранные творения, Беседы на книгу Бытия, Беседа 47.

3 Протоиерей Олег Стеняев, Беседы на Священное Писание, Библия и современное общество, Москва 2007 год.

4 Юрий Клиценко, Прообразы Креста в Ветхом Завете (статья).

Категория: Мои статьи | Добавил: Тишина (15.06.2014) | Автор: Анастасия Чибисова E
Просмотров: 375 | Теги: /body /html, /head body
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz