«Организация проектной деятельности учащихся»
Тема: « Проект и урок: вместе или врозь?»
Смысл понятия технологического образования.
Выразить по изречению Конфуция:
Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймёшь.
Осваивая мир природы, первобытный человек начал изготовлять и использовать орудия труда охоты и рыболовства. Этот опыт нужно было передавать детям. Так появилась необходимость в трудовом обучении. Прикладные знания и умения, в отличие от теоретических, не записывались и не изучались. Лишь в XVIII столетии Европе открылись первые высшие учебные заведения, в которых стали преподавать не только традиционные дисциплины (философию и медицину), но и инженерные науки. Именно тогда объединились понятия, до этого несовместимые, - «ремесло», «искусство» и «учение». Так появилась технология как наука.
Немного скажу об организации проектной деятельности на уроках технологии.
Включать «Метод проектов» на уроках технологии необходимо в программы основного курса школьного обучения. Конечно, существую разнообразные возможности, которые открывают дополнительное образование, но (введение метода проектов в основное образование кажется путем не только многообещающим, но даже необходимым для педагогического процесса). Преподавателю следует выбирать проекты, по по-настоящему интересуют школьников. Действительно, уже пора перейти от концепции «обучения чем-либо» к изучению конкретных вещей, «интересных именно учащимся». Только в этом смысле проектная педагогика исключительно перспективна.
Творческий проект позволяет объединять работу на уроках, после уроков и вне школы (уч-ся работают на уроке, приходят на консультации по проекту и работают дома). При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель – ученик в корне меняется. По мнению доктора педагогических наук С.Е. Шитова, именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология». При использовании проектов в процессе обучения преподавателю следует избегать четырех подводных камней.
1. Упрощение трактатов проекта. Если тема упрощена она не разовьет в полной мере творческое мышление, не создаст к мотивации учению, не привьет навыки самообразования, саморазвития и самоанализа, а тем более не станет неким алгоритмом, автоматически ведущим к развитии. Творческой личности.
2. Догматизм. Метод проектов не должен рассматриваться в качестве единственного средства обучения.
3. Узкий «технологоцентризм». Следует учитывать необходимость проведения междисциплинарных проектов. Тогда ценности, достойные распространения, будут прививаться в процессе изучения разных предметов, что неизбежно приведет к Межпредметным связям.
4. Преувеличения оптимизма. Метод проектов открывает новые позитивные возможности. Однако, если учитель будет использовать, неправильную методику проведения занятий и поддерживать только индивидуальные проекты, у учащихся может развиться индивидуализм. Правильнее уделять внимание и коллективным проектам.Проект-урок: вместе или врозь?
Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остаётся дискуссионным.